Лечение задержки речевого развития

лечение задержки речевого развитияЗадержка в психоречевом развитии (ЗПРР) означает умственную, общеинтеллектуальную задержку. До 4 лет диагноз ЗПРР встречается довольно редко и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку. Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Подчас задержка развития речи бывает причиной отставания психомоторного развития.

Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам. Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет, то он уже не сможет говорить никогда!

 

Признаки нарушения и задержки речевого развития для лечения

Родителям стоит обратить внимание и начать лечение задержки речевого развития, если:

  • В 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы.
  • В 8-9 месяцев ребенок не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.
  • В 1,5-годовалый ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать.
  • В 1,5 года малыш не произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку», «иди сюда».
  • В 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  • В 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
  • В 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  • В 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  • В 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
  • Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.

 

Разновидности задержки психомоторного развития и их лечение

 

  • Неспецифическая (доброкачественная) задержка психомоторного развития.
  • Специфическая задержка психомоторного развития.

 

Неспецифическая (доброкачественная) задержка психомоторного развития. Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции. С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения:

  • тотальная (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций
  • парциальная (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

 

Признаки в период новорожденности: 

  • Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
  • Отсутствие реакции голода и насыщения.
  • Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
  • Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
  • В положении лежа на животе не приподнимает голову.

 

При этом двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц,рефлексы симметричны .

 

В период от 1 до 3 месяцев жизни 

  • Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
  • Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.

 

В период от 3 до 6 месяцев жизни

Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)

 

В период от 6 до 9 месяцев жизни  

  • Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
  • Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
  • Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
  • Отсутствие реакции на словестные команды.
  • Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.

 

В период от 9 до 12 месяцев жизни

  • Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
  • Отсутствие интонационной окраски лепета.
  • Стоит с поддержкой, не ходит.
  • Начинает действовать по подражанию.

 

В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает). При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития. Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

Специфическая задержка психомоторного развития требует лечения и возникает в результате : 

  • Нарушения эмбриогенеза с формированием пороков развития ЦНС.
  • Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Наследственные болезни.

 

Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития.

 

Степени задержки психомоторного развития

 

1 степень (легкая).

 Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения 

  • Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
  • Преобладание нарушений двигательных функций.
  • Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
  • Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

 

2 степень (средней тяжести).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

 Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.

  • Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
  • Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

 

3 степень (тяжелая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка. Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

  • Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
  • При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

 

При установлении диагноза ЗПРР лечение должно быть комплексным совместно специалистами невропатологом, , остеопатом, дефектологом, логопедом, психологом. Особая роль принадлежит остеопату. Остеопат может определить зону возможной причины и, владея множественными безопасными техниками, комфортно воздействовать на нее. Из практики привлечение остеопата в лечение детишек с этими нарушениями эффективно влияет на прогноз.

Уважаемые родители и родственники , при малейшем подозрении на нарушение психоречевого развития, бегите к специалисту, чтобы выиграть время и быть уверенным в здоровье своих детей!.

news/">

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined index: name

Filename: views/_sidebar.php

Line Number: 16

Читать дальше »